Если жизнь подсунула вам лимон, сделайте из него лимонад.
Буквально означая "не-дуализм", Адвайта - название старейшей из существующих школ веданты. Адвайта основывается на Упанишадах, Брахма-сутрах и Бхагавад-гите. Адвайта утверждает, что реальная сущность души, индивидуальности - ни что иное, как сам Брахман (Бог). Это учение основывается на утверждениях Упанишад: "Тат Твам Аси" (Я Есть То) и "Ахам Брахмасми" (Я Есть Брахман). В этом и есть кардинальная доктрина, которой Адвайта отличается от всех других школ веданты. Основные принципы Адвайты были детализированы в комментариях, написанных Шри Шанкарачарьей, известным философом, жившим в VII-VIII в. (в Индии распространены и другие датировки - от V в до н.э. до I в. н. э.). До Шанкарачарьи эта традиция передавалась главным образом при помощи устных инструкций. Даже теперь традиционный способ обучиться Адвайте - сесть к ногам знающего Гуру. Простого чтения текстов недостаточно.
Основные положения адвайты
Сущностное единство Атмана и Брахмана - наиболее важное положение Адвайты. О Брахмане утверждается как об основании, на котором происходят все ощущаемые феномены, а также как об антарьями - внутреннем управителе всех существ. Атман, истинное Я - то же самое, что этот внутренний управитель и потому идентичен Брахману. Мокша (освобождение) состоит в осознании этой идентичности, не только как предмета буквального или интеллектуального понимания, но и того, что должно быть усвоено на собственном опыте.
Йогические практики помогают на пути к такому осознанию, потому что они помогают искателю в практике контроля чувств и направляют антахкарану (инструмент восприятия и поиска) внутрь.
Концепция освобождения
Согласно анализу адвайты, человеческая жизнь и поведение объясняется на основе теории кармы, которая приводит круг перерождений в движение. Все действия, хорошие и плохие, создают свои собственные кармические осадки, называемые васанами, которые демонстрируют свои результаты через некоторый период времени. Карма, которая уже начала приносить плоды, называется прарабдха-карма. Это та карма, которая ответственна за наше нынешнее рождение. Собравшаяся карма, которая уже готова дать плоды, называется санчита-карма. По мере того, как цикл перерождений продолжается, карма создается на будущее, и это называется агами-карма. Освобождение (мокша) видится как выход из этого бесконечного цикла.
В адвайте мокша - синоним Брахмана. Шрути говорят: "Брахмавит Брахмайва Бхавати" - тот, кто знает Брахман, становится самим Брахманом».
В адвайтистском понимании, "становится" не значит что нечто, что не являлось Брахманом, внезапно становится Брахманом. Скорее, "знание Брахмана" приводит к избавлению от невежества относительно своей собственной природы - Брахмана. Таким образом, "знать Брахман" - это "быть Брахманом".
Тот, кто осознал единство своего Атмана с Брахманом, является дживанмуктой, тем, кто освобождён при жизни, в физическом теле. Такое осознание не является умственным пониманием махавакьй (великих изречений) Упанишад. Дживанмукта - это тот, кто пережил истинность этой идентичности сам.