Конечно существуют! Ты их видишь. Некоторые из них ты можешь потрогать и сказать какие они на ощупь.
Вот идешь ты по улице и четко видишь: перед тобой серебряная машина. Вполне реальная машина.
От машины пахнет бензином, и она издает негромкие звуки урчания мотора. В нее садится человек, и автомобиль начинает ехать. Собственно для того он и нужен, чтобы перемещать его владельца с места на место. Причем быстро и комфортно. А так как машина явно не дешевая, то она придает еще и статусность его владельцу. Да это сразу и видно, судя по тому, с какой важностью в нее садился тот человек.
Все было бы хорошо, то тут этот автомобиль вдруг ломается. Раздосадованный водитель (уже не такой важный) принимается его чинить. Он позвал своего друга — автомеханика и через час машина превратилась в груду металлолома.
Вроде те же самые детали, вроде та же самая машина, но нет. Теперь это просто груда металлолома, которая не то, что перевозить своего владельца уже не сможет, но и вообще создает ему большую головню боль.
Вопрос: куда делся автомобиль? Ведь час назад ты его видел и был уверен, что этот автомобиль существует, и он ездит. А теперь? Что поменялось?
Применяя банальную логику понятно, что разница между работающим автомобилем и этой грудой металла в том, что в автомобиле все эти детали как-то связаны друг с другом и так взаимодействуют, что это приводит к такой великолепной вещи, как автомобиль, который умеет перемещаться с места на место.
Что будет, если автомобиль полностью собрать, но только не поставить ему колеса? Будет ли это автомобиль? Можно в принципе сказать, что это «автомобиль без колес». Хорошо. Тогда лишим его еще сидений в кабине. Это будет автомобиль? Если у вас еще теплится надежда, что это все еще автомобиль, тогда заберем у него двигатель.
В какой момент автомобиль при разборке прекращает существовать? Когда сняли колеса? Когда сняли двигатель? Когда полностью его разобрали до винтика?
Тут можно отвечать по-разному. Но, вот думаю, что правильным ответом будет: «Нет и не было никогда никакого автомобиля»!
Если присмотреться да призадуматься, то становится видно, что, по сути, этот автомобиль — просто набор элементов, которые как-то друг с другом сцеплены.
А сами эти элементы что собой представляют? Возьмем двигатель.
Это часть машины, деталь. Но ведь он сам-то тоже состоит из своих деталей. И его тоже можно разобрать.
Ок. Разобрали двигатель. Там в нем есть коленвал.
Вроде бы уже разбирать не куда. Но мы можем вот что сделать. Возьмем микроскоп, да помощнее. Приблизим мы этот коленвал, и что мы увидим?
Это сталь под микроскопом. Куда делся коленвал? Есть большой кусок стали.
А если учесть, что автомобиль, по большей части состоит из стальных элементов, то вот такая вот картинка будет, куда бы мы ни посмотрели в нашем автомобиле.
С этого ракурса это уже ух никак не назовешь автомобилем. Это уже кусок стали. Но мы ребята хитрые. Мы не остановимся на достигнутом. Мы пойдем дальше! Мы возьмем атомный микроскоп!
Здесь бал правят молекулы и атомы. И куда ни посмотри: одни молекулы и атомы. А между прочим мы все еще на наш автомобиль смотрим. Так что? Гуляя между атомами, можем ли мы сказать, что это все еще автомобиль?
Можно, конечно и дальше углубляться в глубины микромира, но, я думаю, достаточно. И так понятно, что автомобилем автомобиль может быть только на макроуровне, т.е. на уровне размеров предметов в нашем повседневном мире. Если же спускаться на микроуровень, то там сплошная каша из молекул и атомов. Они там летают и взаимодействуют друг с другом. У них там свой мир.
Но вернемся к нашим обычным размерам и к нашему привычному миру. Пусть даже если мы разберем машину на запчасти, то все равно, если мы ее соберем обратно, да причем так, чтобы все стояло на своих местах, то нельзя не восхититься тем, что у нас получится все тот же автомобиль, причем на ходу. И теперь он точно есть. Вот он:
Давайте поэкспериментируем дальше. Если из разобранных деталей машины мы ее соберем не правильно? Если колеса прикрутим к спинкам сидений, а вместо них прикрутим руль и фары. Если двигатель положим сверху на капот, а двери превратим в крылья.
Вроде те же детали, но точно не наш любимый автомобиль! Это уже какой-то робот-боец из детских мультиков.
Что получается, что важны не только детали устройства, но и их правильное соединение между собой. Причем так, чтобы устройство работало и выполняло свою функцию. Для автомобиля, это - перевозить своего владельца. Для монстра, которого мы собрали выше, это будет скорее функция пугала, но никак не автомобиля.
Т.е., подводя итоги, если все детали устройства есть и правильно сочетаются друг с другом, то вещь появляется. Если каких-то деталей нет или они неправильно сочетаются, то вещи нет.
Получается, что вещь — это правильно сочетание нужных деталей. Детали, в свою очередь, тоже вещи сами по себе. И они так же, чтобы служить своей функции быть частью автомобиля, тоже должны быть правильным сочетанием своих деталей. Но это уже другая тема. Эта интересная тема называется «Системы и иерархия систем». О ней мы поговорим здесь: «Системы и иерархия систем».
Так все же, есть автомобиль в природе или нет? Чтобы совсем заморочить вам голову скажу вот что: для ответа на этот вопрос нужно разобраться со словами «есть», «автомобиль» и «природа». Мы их используем, но они сами по себе лишены смысла. Об этом и вообще о словах, которыми награждаем этот мир, и о том, как слова СОЗДАЮТ этот наш мир, мы поговорим здесь: «Слова, слова, слова».
Коротко отвечая на вопрос в заголовке, можно сказать, что автомобиль и ЕСТЬ и НЕТ. Как система, которая служит своей цели, он есть. А как просто набор элементов его нет.
Если вы возьмете и разберете свой стул, на котором сидите, то стула не будет, и сидеть не на чем будет. Но он магическим образом появляется, когда мы его соберем обратно.
Вот такая вот ирония жизни ;)