Если нет своей цели в жизни, то приходится работать на того, у кого она есть.
Где я начинаюсь и где заканчиваюсь? Где мои границы? Где я, а где уже не я?
Если рассмотреть себя как тело, то можно очевидно сказать, что граница меня это моя кожа. Т.е. то, что под кожей и сама кожа — это я. Все, что снаружи — не я. Тогда стул, на котором я сижу — не я. Человек, с которым я разговариваю — не я. Деревья за окном — не я. Обычно человек так и считает.
Однако давайте рассмотрим этот вопрос более внимательно. Я вдыхаю и выдыхаю воздух. Если я — это то, что внутри тела, то воздух внутри меня — это часть меня. Когда же я его выдыхаю — это уже не часть меня. Т.е. один и тот же воздух становится то мной, то не мной. Это несколько непоследовательно. Если считать выдыхаемый воздух мной, то я уже не ограничен своей кожей. Теперь я — мое тело плюс весь воздух, который я выдохнул.
Это яблоко на тарелке — не я. Когда я его съем, оно становится частью моего тела и, таким образом, становится мной. Когда оно переварится во мне, часть яблока в уже другом виде выйдет из меня и уже станет не мной. Это если следовать логике, что я — это то, что находится под моей кожей. Если же считать, что продукт переработки яблока тоже я, то тогда можно сделать обобщение, что я — это мое тело плюс все, что оно выделяет. Таким образом, точка зрения, что я — это то, что находится в пределах моей кожи, это ограниченная точка зрения и, как видно из приведенных примеров, очень условная.
Дальше, рассмотрим себя под другим углом зрения. Что если я — это все то, благодаря чему я живу, т.е. все то, что поддерживает мое существование. Очевидно, что мое сердце необходимо мне для того, чтобы жить. Тогда мое сердце — часть меня. Но как насчет солнца. Без солнца я так же не мог бы жить. Тогда получается, что солнце — тоже часть меня. Однако обычно люди так не считают. А зря. Без воздуха, земли, солнца, бактерий, космических излучений я бы не смог существовать.
Даже если я сяду в космический корабль и улечу далеко от земли и солнца, то все равно для жизни мне необходим воздух, питательные вещества, свет и т.д. Это все входит в систему поддержания моей жизнедеятельности. Кожа не просто ограничитель тела. Она постоянно принимает воздух и другие вещества из окружающей среды и постоянно выделяет влагу и другие вещества в окружающую среду. Таким образом, наше тело является частью общей системы, встроено в нее. Искусственно вытянув наше тело из естественной среды ее обитания, мы обрекаем его на гибель. Таким образом, мы еще раз убеждаемся, что мы никак не ограничены своим телом.
Пойдем дальше. Что если я — это то, чем я могу управлять. Т.е. я могу пошевелить своей рукой, ногой, глазами и т.д. Тогда они — часть меня. Я не могу пошевелить деревом за окном. Тогда оно не часть меня. Однако я так же не могу заставить не стучать свое сердце. Я не могу напрямую управлять процессами пищеварения, обменом веществ и другими процессами моего организма. Получается, что они — не часть меня, так же как и дерево за окном. В чем разница этого дерева и моего сердца? Ни тем, ни другим я не могу управлять. Однако без деревьев не было бы воздуха, который мне нужен так же, как и кровь, которую гонит мое сердце по моему телу. Деревья за окном так же важны для меня, как и мое сердце. Ни тем, ни другим я не управляю. Где же тогда я?
Рассмотрим психику человека. Нам часто кажется, что наши мысли действительно наши, наши чувства действительно наши. Так ли это? Ведь ваши мысли идут на вашем родном языке, и вы оперируете категориями этого языка. Получается, что слова вам не принадлежат. Они принадлежат культуре, в которой вы выросли. Многие ваши мысли являются просто повторением мыслей ваших родителей, учителей и других людей из вашей жизни. Просто понаблюдав за своими мыслями, вы в этом убедитесь. Например, вы можете выражать недовольство так же, как это делал ваш отец. Однако вы так привыкли к такому выражению мыслей, что стали их считать своими. Что в ваших мыслях ваше, а что нет? Есть ли какая-то доля вас в ваших мыслях. Что же касается чувств и эмоций, то они есть реакции вашего тела на ваши мысли. Они есть проявление древних инстинктивных реакций человека на внешнюю среду. Вы их просто унаследовали. Ваши ли они?
Хорошо. Вполне очевидно, что я здесь, а вон тот стул там. Очевидно, что есть я, есть стул и очевидно, что стул — не я. Тогда давайте зададим себе вопрос, где кончается не я и начинаюсь я? Есть сильное ощущение, что я нахожусь где-то здесь за глазами, в голове. Оттуда я смотрю на мир. С этой точки зрения мое тело — не я. Я могу его наблюдать из головы. Я — это голова? Может быть я — это мой мозг? Однако мозг — это просто набор соединяющихся нейронов. Я — набор соединяющихся нейронов? Из опыта это не очевидно. Я есть я. Как я могу быть просто нейронами?
Проделаем мысленный эксперимент. Если аккуратно вынуть наш мозг из черепа, при этом не разрушив нейронных связей, и направить глаза на него. Теперь я вижу свой мозг. Получается здесь я, а там мозг, и я — не этот мозг. Даже если мозг сам на себя смотрит, все равно, то, что он воспринимает — это набор электрических импульсов. Что преобразует эти импульсы в картинку, которую мы видим?
Где здесь я? Где я начинаюсь и где заканчиваюсь? Где эта граница? Есть ли эта граница? Есть ли я вообще? Разве ответ очевиден?