Сайт мудрости - Здесь вы найдете ответы на свои вопросы.
Материал касается тем(ы):
Учение:Христианство
Отрывок

Экклезиаст

Глава 1

 

Слова Проповедующего в собрании, сына Давидова, царя в Иерусалиме:

Суета сует, - сказал Проповедующий, - суета сует: всё суета.

Что пользы человеку от всех его трудов, над чем он трудится под солнцем?

Род уходит, и род приходит, а Земля остается навек.

Восходит солнце, и заходит солнце, и на место свое поспешает,

Чтобы там опять взойти;

Бежит на юг и кружит на север, кружит, кружит на бегу своем ветер,

И на круги свои возвращается ветер;

Бегут все реки в море, - а море не переполнится,

К месту, куда реки бегут, -

Туда они продолжают бежать;

Всё - одна маята, и никто рассказать не умеет, -

Глядят, не пресытятся очи, слушают, не переполнятся уши.

Что было, то и будет, и что творилось, то творится,

И нет ничего нового под солнцем.

Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость!

А уже было оно в веках, что прошли до нас.

Не помнят о прежнем - так и о том, что будет, -

О нем не вспомнят те, кто будут позднее.

Я, Проповедующий, царил над Израилем в Иерусалиме,

И предал я сердце тому, чтобы мудростью изучить и изведать

Всё, что делается под небесами:

Тяжкую задачу дал бог решать сынам человека!

Видел я все дела, что делаются под солнцем,

И вот - всё это тщета и ловля ветра:

Кривое нельзя расправить, и чего нет, нельзя исчислить!

Сам себе промолвил я так:

Вот я мудрость свою умножил более всех,

Кто был до меня над Иерусалимом,

И много видело сердце мое и мудрости и знанья.

Так предам же я сердце тому, чтобы мудрость познать,

Но познать и безумье и глупость, -

Я узнал, что и это - пустое томленье,

Ибо от многой мудрости много скорби,

И умножающий знанье умножает печаль.

 

 

 

Глава 2

 

 

Я сказал себе: давай испытаю тебя весельем, -

Познакомься с благом!

Но вот - это тоже тщета;

О смехе промолвил я: он безумен,

И о веселии: что оно творит?

Попытался я увлечь свою плоть вином,

И хотя сердце оставалось мудрым,

Придержаться и глупости, пока не увижу,

Как лучше поступать сынам человека под небесами

За считанные дни их жизни?

Я великие делал дела,

Я виноградники насаждал, я дома себе строил,

Я устроил себе цветники и сады, насадил в них дерев плодовых,

Я устроил себе пруды - орошать из них рощи, растящие деревья,

 

Приобрел я рабов и наложниц, и были у меня домочадцы,

А коров и овец приобрел я больше, чем все до меня в Иерусалиме;

Серебра и золота я тоже собрал и сокровищ от царей и сатрапий,

Завел я певцов, и певиц, и наслажденье людей - плясунов и плясуний.

И стал велик я более всех, кто был до меня в Иерусалиме

(А мудрость осталась со мною),

Ни в чем, что очи мои просили, я не отказывал им,

 

Ни от какой я радости не удерживал сердце:

Ибо ликовало мое сердце из-за моих трудов, -

Ведь была мне вся эта доля из-за моих трудов!

Но оглянулся я на дела, что сделали мои руки,

И на труды, над чем я трудился, -

И вот, всё - тщета и ловля ветра,

И нет в том пользы под солнцем!

И я оглянулся - посмотреть на мудрость, на безумье и глупость, -

Ибо что может тот, кто следует царю? То, что делали раньше!

И увидел я, что полезнее мудрость, чем глупость,

Как полезнее свет, чем тьма:

У мудрого есть глаза, а глупый, бродит во тьме, -

Но и то я узнал, что единая участь постигнет их всех.

И подумал я про себя:

Раз участь глупца и меня постигнет,

То зачем же я был столь премудрым?

И сказал я себе, что это тоже - тщета,

Ибо вместе с глупцом и о мудром вовек не вспомнят,

Потому что в грядущие дни всё будет давно забыто, -

Как же это мудрый должен равно с глупцом умирать?

И возненавидел я жизнь,

Ибо злом показалось мне дело, что делается под солнцем,

Ибо всё - тщета и ловля ветра.

И возненавидел я сам весь труд, над чем я трудился под солнцем,

Потому что оставлю его человеку, что будет после,

И кто знает, мудрый ли он будет или глупый, -

А будет владеть моими трудами,

Над чем я трудился, явив себя мудрым под солнцем:

Это тоже - тщета.

И обратил я к отчаянью сердце

Из-за всего труда, над чем я трудился под солнцем, -

Ибо был человек, чей труд был мудрым, умелым, успешным, -

А отдаст свою долю тому, кто над ней не трудился, -

Это - тоже тщета и большое зло.

Что же остается человеку

За его труды и томление сердца,

Над чем он трудится под солнцем?

Ибо все его дни - печали, и заботы его - это скорби,

Даже ночью нет сердцу покоя,

Даже это - тоже тщета.

Нет человеку блага, кроме как есть и пить -

Чтобы было ему хорошо от его труда;

И, однако, я увидел, что и это дано от бога,

Ибо кто, и поевши, узнает вкус без него?

Ибо тому, кто благ для него, дает он мудрость, и знанье, и радость,

А тому, кто согрешает, дает он заботу: копить и сбирать,

Чтобы отдать тому, кто благ для бога, -

Это тоже тщета и ловля ветра.

 

 

Глава 3

 

 

 

Всему свой час, и время всякому делу под небесами:

Время родиться и время умирать,

Время насаждать и время вырывать насажденья,

Время убивать и время исцелять,

Время разрушать и время строить,

Время плакать и время смеяться,

Время рыданью и время пляске,

Время разбрасывать камни и время складывать камни,

Время обнимать и время избегать объятий,

Время отыскивать и время дать потеряться,

Время хранить и время тратить,

Время рвать и время сшивать,

Время молчать и время говорить,

Время любить и время ненавидеть,

Время войне и время миру.

Что пользы творящему в том, над чем он трудится?

Я понял задачу, которую дал бог решать сынам человека:

Всё он сделал прекрасным в свой срок,

Даже вечность вложил им в сердце, -

Но чтоб дела, творимые богом,

От начала и до конца не мог постичь человек.

Я узнал, что блага нет человеку,

Кроме как есть, и пить, и делать благое в жизни,

 

Но даже если кто ест, и пьет, и видит благо в труде,

То это - божий дар.

Я узнал: всё, что бог творит, - это будет вовек:

Нельзя ничего прибавить, и нельзя ничего отнять,

А сотворил так бог, чтобы его боялись.

Что было - уже есть, и чему быть - уже было,

А исчезнувшее бог отыщет.

И то еще я увидел под солнцем:

Место суда - а там нечестье,

Место праведного - а там нечестивый.

Подумал я про себя:

Праведного с нечестивым бог рассудит,

Ибо там есть время для каждой вещи и каждого дела.

Подумал я про себя:

Это бог - ради человеков, чтобы их просветить,

Дабы поняли сами, что они -это скот, и только!

Ибо участь сынам человека и участь скоту-

Одна и та же им участь:

Как тому умирать, так умирать и этим,

И одно дыханье у всех, и не лучше скота человек;

Ибо всё-тщета.

Всё туда же уходит,

Всё - из праха, и всё возвратится в прах;

Кто знает, что дух человека возносится ввысь,

А дух скота - тот вниз уходит, в землю?

Я увидел: нет большего блага, чем радоваться своим делам,

Ибо в этом и доля человека, -

Ибо кто его приведет - посмотреть, что будет после?

 

 

Глава 4

 

 

И еще я увидел все угнетение, творимое под солнцем:

Вот слезы угнетенных, - а утешителя нет им,

И в руке угнетателя - сила, а утешителя нет им!

И прославил я мертвых, - что умерли давно, -

Более, чем живых, - что живут поныне;

Но больше, чем тем н другим, благо тому, кто совсем не жил,

Кто не видел злого дела, что делается под солнцем.

Поглядел я на весь труд, - а весь успех работы -

Зависть человека к другому человеку;

Это - тоже тщета и ловля ветра:

Глупец сложит руки, а завистью себя пожирает!

Лучше покоя на одну ладонь,

Чем полные горсти тщеты и ловли ветра.

И еще я увидел тщету под солнцем:

Есть одинокий, и с ним никого: ни сына, ни брата,

И нет конца всем его трудам,

И не сыты его очи богатством:

"И для кого я тружусь и себя лишаю блага?"

Вдвоем быть лучше, чем одному,

Ибо есть им плата добрая за труды их;

Ибо если упадут - друг друга поднимут;

Но горе, если один упадет, а чтоб поднять его - нет другого,

Да и если двое лежат -.тепло им; одному же как согреться?

И если кто одного одолеет,

То двое вместе против него устоят;

И втрое скрученная нить не скоро порвется.

Лучше бедный мальчик, но умный, чем царь престарелый, но глупый,

Что уже не умеет понять предостереженья -

Ибо этот из темницы выйдет царить,

Ибо тот рожден даже в царственном сане нищим;

Видел я, как всё живое, всё, что движется под солнцем, -

Вместе с мальчиком, с тем другим, кто займет его место:

Нет конца народу, всем, кто был поначалу!

Но не порадуются ему те, кто будут позже, -

Ибо это тоже тщета и пустое томленье.

 

 

Глава 5

 

 

Следи, как ступаешь, в дом божий идя:

Подойти, чтобы слушать, лучше, чем жертвы приносить с глупцами,

Ибо, сами не зная, творят они зло.

Не торопись языком и в сердце своем не спеши

Слово вымолвить, предстоя перед богом:

Ибо бог - на небесах, а ты - на земле,

Потому да будут твои речи кратки.

Ибо возникает мечтанье из множества забот,

И речь глупца - из множества слов.

Что ты богу обещал по обету - то исполни неотложно,

Ибо не жалуют глупцов: обещал - исполни!

Лучше не обещать, чем обещать и не исполнить;

Не давай устам ввести тебя в грех,

И посланцу не говори, что случилась ошибка:

На звук твоей речи зачем гневаться богу,

И дело твоих рук зачем губить?

Ибо от множества мечтаний - много тщетных слов,

Ибо бога ты должен бояться.

Если увидишь в стране угнетение бедных,

Извращение суда и правды -

Не удивляйся таким делам:

Ибо начальник за начальником следит, а за ними - начальство;

Но польза земли - во всем: и царю служит поле!

Любящий деньги не насытится деньгами,

Ни доходом - тот, кто любит копить:

Это тоже тщета.

Чем больше добра, тем больше едоков,

А владельцу какая прибыль? Разве что посмотрит!

Сладок сон работящего, поел ли мало он или много,

А сытость богача не даст ему сном забыться:

Есть злой недуг, - видал я под солнцем, -

Богатство, хранимое на беду владельцу!

А пропадет то богатство среди тяжкой заботы, -

Породивши сына, он тому ничего не оставит,

Ибо как вышел он наг из утробы материнской,

Так вернется, чтоб уйти, как пришел,

И за труд свой в руке унести ничего не сможет.

И это тоже -злой недуг:

Одинаково всякий как приходит, так уходит,

И что пользы ему, что трудился на ветер?

И все-то дни свои он ест во тьме,

И много скорбей, и болезни у него, и злобы!

Вот что я увидел благого:

Что прекрасно есть, и пить, и видеть благо в своих трудах -

Над чем кто трудится под солнцем

 

В считанные дни своей жизни, что дал ему бог, -

Ибо то его доля.

Так и всяк человек - кому дал бог добра и богатства,

И дал ему власть воспользоваться ими,

И брать свою долю, и радоваться своим трудам, -

То это есть божий дар:

Ибо нечего ему вспоминать о днях своей жизни,

Ибо бог посылает ему ответ в его радости сердца.

 

 

Глава 6

 

 

 

Есть зло, что я увидел под солнцем, велико оно для людей:

Человек, кому бог дал добра, и богатства, и почета,

И все у него есть, чего б душа ни пожелала, -

Но не дано ему богом власти воспользоваться этим,

Так что пользуется чужой человек, -

Это - тщета и злая болезнь.

Если сотню сынов породит и многие годы пребудет,

То сколько бы лет ни прожил,

Но коль душа не насытилась благом

Или если не было ему погребенья, -

Я подумал: лучше выкидышу, чем ему.

Ибо в тщете тот пришел и во тьму уйдет,

И тьмою его имя сокрыто,

Даже солнца не знал и не ведал -

Но тому покойней, чем ему:

Если 6 даже дважды две тысячи лет он прожил,

А блага не видел -

То разве всё не туда же уходит?

Трудится человек для рта, а сам недоволен:

Ибо чем превосходит мудрый глупца,

Чем - бедный, кто умеет лицом к лицу быть с жизнью?

Лучше зримое очами, чем то, к чему тянется душа,

Это тоже - тщета и ловля ветра.

Всё, что было, уже имеет имя,

И каково оно - известно:

Человек не может тягаться с сильнейшим, чем он,

Ибо много есть слов, что множат тщету, -

И чем от них лучше человеку?

Ибо кто знает, что есть благо человеку в жизни

В считанные дни его тщетной жизни?

А ее он сделал себе сенью,

Потому что - кто же объявит человеку,

Что будет после него под солнцем?

 

 

Глава 7

 

 

Лучше доброе имя, чем добрый елей,

И день смерти лучше дня рождения.

Лучше пойти в дом плача, чем пойти в дом пира,

Потому что таков конец для всякого человека,

И живой это сердцем запомнит.

Лучше скорбь, чем смех, ибо с худым лицом добреет сердце, -

Сердце мудрых в доме плача, а сердце глупых в доме веселья.

Лучше слушать от мудрого порицанье,

Чем слушать человеку песню глупца,

Ибо как терниев треск на костре под котлом, так и смех глупца:

И это - тоже тщета.

[Лучше бедность, чем неправедная нажива],

 

Ибо лихва превращает мудреца в безумца,

А подачка разрушает сердце.

Лучше конец дела, чем начало дела,

Лучше терпение, чем гордыня:

Не спеши скорбеть, ибо скорбь обитает в груди глупцов,

Не говори: "Как случилось, что прежние дни были лучше этих?",

Ибо не от мудрости ты спросил об этом.

Наравне с наследием мудрость - благо,

Даже лучше она для видящего солнце:

Ибо под сенью мудрости - под серебряной сенью

А польза знания: мудрость знающему жизнь продлевает.

Посмотри на деяния бога,

Ибо кто может расправить, что он искривил?

В день благой будь блажен, а в день худой - пойми:

Бог наравне с тем днем и этот создал,

Чтобы после себя человек не нашел ничего.

Всякое я видел в мои тщетные дни:

Есть праведник, гибнущий в праведности своей,

И есть нечестивец, долговечный в своем нечестье:

Не очень будь праведным и не слишком мудрым -

Зачем тебе ужасаться?

Не очень будь нечестивым и не будь глупцом -

Зачем тебе умирать до срока?

Благо, если ты придержишься одного

И от другого не отпустишь руку, -

Но боящийся бога от всего уйдет.

Только вот это я нашел: что сделал бог человека прямым

Они же ищут многих ухищрений.

 

 

Глава 8

 

 

Кто подобен мудрецу, кто знает толкование слова:

"Мудрость человека просветлит его лик,

И переменится дерзость его лика"?

По мне - приказ царя соблюдай,

Но только ради клятвы перед богом;

Не спеши от него идти, при деле злом не присутствуй,

Ибо всё, что желает, творит он,

Потому что царское слово властно,

И кто ему скажет: "Что творишь ты?",

Мудрость поможет мудрому лучше,

Чем в городе десять могучих,

Ибо праведника нет на земле такого,

Чтобы благо творил и не погрешил бы.

И не все, что говорят, принимай ты к сердцу,

Чтоб не слышать, как клянет тебя раб твой, -

Ибо сколько раз было - твое сердце знает,

Что и сам ты тоже клял других.

Мудростью поверял я всё это,

Думал: "Стану мудрым", - а она от меня далека.

Далеко то, что было, и глубоко, -

Глубоко - кто его отыщет?

Старался я и сердце мое

Узнавать, и разведывать, и разыскивать замысел и премудрость, -

Чтоб узнать, что нечестие - глупость, а глупость - безумье.

А горше смерти нахожу я женщину, потому что она - ловушка

И сердце ее - тенета, и руки ее - узы;

Кто благ для бога, ее избежит, а согрешающий попадется.

Вот это постиг я, - сказал Проповедовавший в собрании, -

Мало-помалу замысел постигая;

Что еще искала душа моя, чего не нашел я?

Мужа - одного из тысячи нашел я,

Потому что бога он не боялся

Бывает на земле и такая тщета:

Есть праведники, а дана им участь в меру деяния нечестивцев,

И есть нечестивцы, а дана ям участь в меру деяния добрых, -

Я подумал, что это тоже - тщета;

И восхвалил я радость, потому что блага нет человеку под солнцем,

Кроме как есть, и пить, и веселиться,

И да последует это за трудами дней его жизни,

Которые дал ему бог под солнцем.

Когда склонил я сердце мудрость познать

И увидеть заботу, что создана под солнцем

(Ибо ни днем, ни ночью сна не знают очи),

То увидел я всё дело бога:

Что не может человек найти суть дела, что делается под солнцем,-

Сколько б ни трудился искать человек - не найдет;

И если даже скажет мудрец, что сумеет, - не найдет.

 

ГЛАВА 9

 

Ибо это всё я запомнил в сердце,

Дабы это всё объяснить, -

Что праведные и мудрые и дела их - в руке у бога:

Человек не знает, что предстоит -

Любовь или ненависть? Всё возможно;

Всё, как всем: одна участь праведному и нечестивцу,

Благому и чистому - и нечистому;

Приносящему жертвы - и тому, кто не приносит жертвы,

Как благому - так и грешному,

Как клянущемуся всуе - так и боящемуся клятвы;

Это - беда во всем, что делается под солнцем,

Ибо участь для всех одна;

Потому-то осмеливаются люди на зло,

И пока они живы, в их сердцах - безумье, -

А после этого - к мертвым.

Ибо тому, кто сопричислен ко всему живому, есть надежда,

Ибо живой собаке лучше, чем мертвому льву;

Ибо живые знают, что умрут, но мертвые ничего не знают,

И нет им более платы, ибо память о них исчезла,

А любовь их, и ненависть их, и зависть - это сгинуло давно,

И доли нет им более в мире,

Во всем, что делается под солнцем.

Так ешь же в радости хлеб твой и с легким сердцем пей вино,

Ибо бог уже давно предрешил твои деянья.

Во всякое время да будут белы твои одежды,

И пусть не оскудевает на голове твоей умащенье;

Наслаждайся жизнью с женщиной, которую любишь,

Все дни твоей тщетной жизни,

Потому что дал тебе он под солнцем

Все твои тщетные дни,

Ибо это - твоя доля в жизни и в твоих трудах

Над которыми сам ты трудишься под солнцем.

Всё, что готова рука твоя делать, - в меру сил твоих делай,

Ибо нет ни дела, ни замысла, ни мудрости, ни знанья

В преисподней, куда ты уходишь.

И еще довелось мне увидеть под солнцем,

Что не быстрым удача в беге, не храбрым - в битве

И не мудрым - хлеб, не разумным - богатство

И не сведущим благословенье,

Но срок и случай постигает их всех;

Ибо так и человек не знает срока,

Как рыбы, захваченные злою сетью,

И как птицы, попавшие в сидок, -

Как они, в злой час уловляются сыны человеков,

Когда он внезапно их настигнет.

Также ту я видел мудрость под солнцем,

И велика она мне показалась:

Небольшой городок, и людей в нем мало,

А вышел против него великий царь,

И осадил его, и воздвиг великие осадные валы, -

Но нашелся в нем мудрый бедный человек,

И он умел избавить город мудростью своею, -

Но никто не вспомнил того бедного человека.

И я подумал: лучше мудрость, чем храбрость,

Но мудрость бедного презирают и не слушают его речей:

Речи мудрого в спокойствии слышнее,

Нежели крик начальника глупцов;

Блага в мудрости больше, чем в орудиях войны, -

Но один согрешающий погубят много блага.

 

 

Глава 10

 

 

 

От подыхающих мух смердит и бродит елей умащенья,

Немного глупости перевесит почет и мудрость.

Думы мудрого дельны, а думы глупого бездельны,

И даже на пути, которым глупец идет, ему не хватает смысла,

А он говорит о каждом: "Вот глупец!"

Если прогневится на тебя начальник - не покидай своего места,

Ибо уступчивость прекращает большие грехи.

Есть зло, - видал я под солнцем, -

Что от имеющего власть исходит заблужденье:

Поставлена глупость на высокие посты,

А достойные внизу пребывают.

Видел я рабов на конях

И князей, шагавших пешком, как рабы!

Копающий яму в нее упадет,

И сносящего стенку укусит змея.

Разбивающий камни о них ушибется,

И колющему дрова от них угроза.

Если затупело железо, - не заточив лезвие, только силы потратишь:

Польза-мудростью преуспеет!

"Если прежде заклинания змея укусит, то в болтунах уже пользы нет,

Речи мудрого - благостыня, а уста глупца его же и поглотят:

Начало речей его - глупость,

И конец речей его - злое безумье, -

А глупец все множит слова.

Не знает человек, что будет,

И о том, что случится после, кто ему объявит?

Труды глупца его утомят,

Потому что не знает он дороги в город!

Горе тебе, страна, чей царь - невольник

И чьи князья пируют спозаранку,

Блаженна ты, страна, чей царь - свободный

И чьи князья едят в положенное время,

Для укрепления мужества, а не для пьянства.

 

От ленивых рук обрушится остов дома,

И кто опускает руки, у того протекает крыша;

Для того чтоб смеяться, ставят хлеб на столы,

И увеселяет жизнь вино;

А деньги всё разрешают.

Даже в мыслях не кляни царя,

И в спальном покое не кляни богатых,

Ибо птицы небесные перенесут твою речь,

И пернатые объявят дело.

 

 

Глава 11

 

 

Посылай свой хлеб по водам,

Ибо спустя много дней ты его найдешь,

Давай доли семи и даже восьми,

Ибо ты не знаешь, какая беда на земле может статься:

Если наполнятся тучи, то на землю дождь они проливают,

И если упало дерево, - на юг ли, на север, -

То дерево - там, куда оно упало.

Следящий за ветром не будет сеять,

И глядящий на тучи не будет жать:

Точно так, как не знаешь ты, откуда стало дыханье

И кости откуда в беременной утробе,

Так не знаешь ты дел бога, создающего всё.

Сей семена с утра и руке до вечера не давай отдохнуть,

Ибо ты не знаешь, что удастся - то или это,

Или то и другое равно хорошо.

И сладок свет, и благо очам - видеть солнце,

Ибо если много дней человек проживет,

То да радуется каждому из них --

И помнит о днях темноты, ибо тех будет больше:

Всё, что наступит, - тщета.

Радуйся, юноша, молодости своей,

И в дни юности твоей да будет сердцу благо;

И ходи по путям, куда влечет тебя сердце,

И по зримым твоими очами,

 

И знай, что за всё это бог призовет тебя к суду;

Но скорбь отвергни от сердца

И худое отведи от плоти,

Ибо молодость и черные волосы - тщета.

 

 

Глава 12

 

 

И о своем создателе помни с юных дней,

Еще до поры, как настанут дни худые

И приблизятся годы, о которых ты скажешь: "Я их не хочу", -

До поры, как затмится солнце,

И свет, и луна, и звезды,

И после дождя будут снова тучи, -

В день, когда трясущимися станут обходящие дом,

И скрючатся твои бойцы,

И будут мельничихи праздны, ибо станет их мало,

И потускнеют глядящие в окошки,

И запрутся на улицу двери,

Как затихнет голос зернотерок,

И еле слышен станет голос птиц,

И поющие девушки притихнут;

Малого холмика станешь бояться,

И препоны будут на дороге,

И цветы миндаля опадут,

И наестся саранча,

И осыплется каперс желанья -

Ибо уходит человек в свой вечный дом,

И наемные плакальщики на улице кружат;

До поры, как порвется серебряный шнур,

И расколется золотая чаша,

И разобьется кувшин у ключа,

И сломается ворот у колодца.

И прах возвратится в землю, которою он был,

И возвратится дыхание к богу, который его дал.

Суета сует, - сказал Проповедовавший в собрании, - всё суета.

А сверх того, что был мудрым Проповедующий, он еще учил на-

род знанию, и взвешивал, и исследовал, и складывал многие притчи.

Искал Проповедующий, как найти слова дельные и написанные вер-

но, слова истины.

Слова у мудрых - как стрекало погонщика,

И как вбитые гвозди - у собирателей пословиц:

От единого пастыря даны.

А кроме них, мой сын, остерегись:

Много книг составлять - конца не будет,

И много читать - утомительно для плоти.

Послушаем всему заключенье:

Бога бойся, храни его заветы,

Ибо это каждому подобает,

Ибо всякое дело бог призовет к суду

Над всем сокрытым в тайне - худым и хорошим.

 

Источник: